Электропривод на редукторе с циклоидальной передачей

ТЭМЗ первым в мире сумел найти инженерное решение и создать редуктор на циклоидальном зацеплении. Это когда у шестеренок зубья не треугольные, а ограничены плавной линией, которую называют циклоидой. Общая теория такого зацепления существует более 100 лет. Но изготовить действующий механизм не удавалось. Не было технологий.

Например, немецкая фирма Аума — признанный мировой лидер в изготовлении приводов — использует редуктор на червячной передаче. Для поворота шарового крана на магистральном газопроводе требуется колоссальное усилие в 500 тыс. ньютонов. Размеры и вес редуктора на червячной передаче для создания такого усилия будут в несколько раз больше редуктора на циклоиде.

Чтобы создать работающее циклоидальное зацепление, недостаточно найти подходящую форму циклоиды. Недостаточно понять технологию изготовления. Необходима высочайшая технологическая дисциплина и станки, способные обрабатывать детали крупных размеров с точностью до микрона или одной тысячной миллиметра. Для изготовления червячной передачи такая точность не требуется.

Кроме того, привод на циклоидальной передаче не требует обслуживания. Как минимум в течение 20 лет. Он спроектирован так, что в нем нет никаких полостей. Везде металл. А зазоры заполнены смазкой. Поэтому при перепадах температуры там негде взяться воде и ржавчине. Это подтверждено испытаниями в лабораториях завода Полюс с использованием методик проверки продукции военного назначения.

Электропривод на редукторе с циклоидальной передачей

Редуктор на циклоидальном зацеплении
Электропривод на редукторе с циклоидальной передачей

Например, немецкая фирма Аума — признанный мировой лидер в изготовлении приводов — использует редуктор на червячной передаче. Для поворота шарового крана на магистральном газопроводе требуется колоссальное усилие в 500 тыс. ньютонов. Размеры и вес редуктора на червячной передаче для создания такого усилия будут в несколько раз больше редуктора на циклоиде.

Чтобы создать работающее циклоидальное зацепление, недостаточно найти подходящую форму циклоиды. Недостаточно понять технологию изготовления. Необходима высочайшая технологическая дисциплина и станки, способные обрабатывать детали крупных размеров с точностью до микрона или одной тысячной миллиметра. Для изготовления червячной передачи такая точность не требуется.

Кроме того, привод на циклоидальной передаче не требует обслуживания. Как минимум в течение 20 лет. Он спроектирован так, что в нем нет никаких полостей. Везде металл. А зазоры заполнены смазкой. Поэтому при перепадах температуры там негде взяться воде и ржавчине. Это подтверждено испытаниями в лабораториях завода Полюс с использованием методик проверки продукции военного назначения.

«Инженеры завода в профессиональном плане на три головы выше своих иностранных коллег. Особенно в смысле нахождения и применения сильных инженерных решений», — уверен Иван Пушкарев.